Блог » 2011 » Март » 20 » Шарнирная кукла - создание головы
12:10
Шарнирная кукла - создание головы

Вооружившись различными материалами и инструментами для лепки, а также навыками из детского сада и информацией из сети, я начала изготовление собственной куклы. Первым делом приступила к изготовлению головы - самой сложной, как мне показалось, детали. Основная схема изготовления куклы наметилась такая: лепим мастер-модель, по ней отливаем гипсовую форму, в форму закладываем массу папье-маше, соединяем половинки деталей, грунтуем, шкурим, красим.

Лепка

Сделать мастер-модель головы оказалось проще, чем я думала. Главное, не пытаться вылепить ее из цельного куска пластики или пластилина. Первая голова именно из-за этого была заслуженно отправлена на перелепку.
Во-первых, нужна какая-то основа - и не только для экономии пластилина, а еще и для того, чтобы в процессе лепки деталь не деформировалась. Болванку можно сделать, например, из смятой фольги или пенопласта. Главное, чтобы она держала форму. Во-вторых, нужно определиться с материалом. Детский пластилин для таких целей не подходит. Он слишком мягкий и не держит форму, особенно в мелких деталях. Можно воспользоваться запекаемой пластикой или скульптурным пластилином. Пластика мягче, соответственно ее проще лепить и выравнивать, но и повредить тоже легче. Кроме того, после продолжительного контакта с воздухом пластика засыхает и трескается. Пластилин значительно тверже, сделать поверхность гладкой в мелких деталях очень сложно. Но зато воздуха пластилин не боится. Попробовав оба варианта, я остановилась на пластилине. И вот такая у меня получилась голова:

Порядок лепки следующий. Сперва болванку из фольги оборачиваем пленкой, покрываем ровным слоем пластилина и делаем впадинки на месте глаз. Затем для каждой выпуклой детали берем кусочек пластилина, придаем ему нужную форму и приглаживаем к голове. При этом сначала делаем нос, потом верхнюю губу, нижнюю губу и подбородок, и в конце щеки, брови и лоб. Уши на данном этапе лучше не лепить вообще. Они мешают при отливке формы. Гораздо проще было бы их потом сделать из массы папье-маше на готовой голове перед грунтовкой.

Гипсовая форма

Следующий этап - отливка гипсовой формы. Правда, с гипсом у меня как-то сразу не сложилось - в ближайшем строительном магазине его просто не было и пришлось взять смесь на основе гипса самого мелкого помола. Как оказалось впоследствии, работать со смесью гораздо проще, чем с гипсом. Да и формы получаются более прочными. Один минус - сохнет долго. Кроме гипсовой смеси, понадобится еще тонкий картон, плотный картон, скотч, стопка газет и вазелин. Гипсовая форма будет состоять минимум из двух частей. Поэтому кусочками тонкого картона отмечаем на пластилиновой детали границу таким образом, чтобы не создать так называемых "замков" - элементов, которые могут помешать вынуть потом модель из формы. Затем берем стопку газет и на ней с помощью кусков толстого картона и скотча создаем емкости для заливки. Поначалу в качестве емкостей я использовала одноразовые пластиковые стаканчики, но бортики из картона оказались удобнее.

Пластилиновые детали и картон перед заливкой обязательно надо смазать вазелином. Гипсовую смесь разводить надо до состояния очень густой сметаны. При этом лучше размешивать аккуратно, чтобы внутри не образовывались пузырьки воздуха. Готовый раствор закладываем в емкость, помещаем туда же пластилиновую деталь до отмеченной границы и ждем, пока форма "схватится". Гипсу для затвердевания нужно всего 10-15 минут. Смесь застывает несколько часов. Я оставляю форму сохнуть на ночь. Поверхность затвердевшей формы и вторую половинку модели опять тщательно промазываем вазелином, заливаем сверху раствором и снова ждем. Когда вторая половинка станет твердой, разрезаем скотч и снимаем бортики картонной емкости. Как правило, сухая форма легко разделяется на две части руками. Если сделать этого не получается, можно аккуратно постучать тупым предметом вдоль границы. В идеале форма внутри должна быть гладкой и ровной. Но, как правило, это не так. Мелкие отверстия и ямки от пузырьков воздуха нам не помешают. А вот крупные пустоты лучше заполнить пластилином.

Папье-маше

Готовую гипсовую форму внутри покрываем в два слоя кусочками мокрой рыхлой бумаги, аккуратно приглаживая их кисточкой. Таким образом, мы выравниваем поверхность формы и обеспечиваем возможность вытащить из нее деталь после сушки. После этого из рыхлой бумаги и клея готовим нужное количество массы папье-маше и закладываем в форму слоем не более 5 мм, иначе может не просохнуть.

После сушки половинок их края нужно промазать сырой массой и соединить. Полностью высушенную голову я дорабатывала с помощью канцелярского ножа, наждачной бумаги, напильников разного сечения, а также новых порций папье-маше. На этом этапе я изменила форму носа и губ и срезала крышку с головы.

Грунтовка

После первоначальной обработки детали с помощью напильников идет процесс грунтовки и шлифовки поверхности. В качестве грунта я использовала смесь белой акриловой краски и ПВА. Для большей прочности можно в грунт добавить гипс. Шлифовать нужно сначала крупной, а потом мелкой наждачной бумагой по влажной поверхности.

Категория: Шарнирные куклы | Просмотров: 17156 | Добавил: Аня | Теги: голова, шарнирная, кукла, папье-маше
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Код *: